Главная | Автоюрист | Содержание развития связной речи с детьми онр

Формирование связной речи у детей с ОНР

Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, в особенности, школьного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний. Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др.

Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии. В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и методических указаниях к ней приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения. В I периоде первого года обучения сентябрь-ноябрь дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов.

содержание развития связной речи с детьми онр только дверь

Во II периоде декабрь-март совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов. В III периоде апрель-июнь , наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.

Главная задача этого периода — развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта.

Формирование связной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

Исходя из этого, учебная и внеучебная работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает: Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми учебные занятия, тематические беседы, организованные игры, прогулки и экскурсии и др. Развитие монологической формы речи осуществляется прежде всего на логопедических занятиях по формированию связной речи, а также на воспитательских занятиях по родному языку и предметно-практических занятиях.

При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической описательной и повествовательной речи. Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей.

Удивительно, но факт! Между игровым процессом и вербальным общением существует механизм взаимного опосредования, согласно которому недостаточность языковой базы и связанные с ней особенности коммуникации определяют несформированность игры как совместной деятельности.

Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию о реальных событиях, предметах, по картинам и др. В зависимости от психологической основы содержания, детских рассказов, в педагогической литературе выделяют: Кроме того, по форме детские рассказы классифицируются на описательные и сюжетные, а по содержанию - на фактические и творческие.

Удивительно, но факт! В этих случаях критический период в развитии речи является предрасполагающим условием к возникновению речевых расстройств.

В педагогической литературе приводится подробная характеристика различных видов обучения рассказыванию нормально развивающихся дошкольников описание предметов, пересказ, рассказывание по картинам и из опыта, творческое рассказывание. Общие принципы обучения — построение занятий в соответствии с возрастными особенностями детей, отведение важной роли речевому образцу педагога, применение игровых приемов, широкое использование средств наглядности, выбор методов и приемов с учетом задач обучения детей родному языку и подготовки их к школе.

Используя научно-методические рекомендации по вопросам формирования связной речи детей с нормальным речевым развитием как основу для обучения детей с ОНР, следует адаптировать формы и приемы этой работы с учетом речевых нарушений и сопутствующих отклонений в развитии. При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи: Осуществление указанных специальных задач обучения рассказыванию увязывается с общими задачами познавательного развития детей, нравственного и эстетического воспитания, творческого развития личности.

Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие: Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяется при этом обучению тем видам связных высказываний, которые прежде всего используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии.

Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения включая игровые , способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка. Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности.

Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются: Рекомендуемая в данном пособии система обучения детей с ОНР рассказыванию включает ряд разделов, предусматривающих овладение ими навыками монологической речи в следующих формах: Предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи с опорой на речевой образец к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

По каждому из разделов ставятся конкретные задачи по овладению детьми речевыми навыками и способами действий особенности обучения построению данного вида монологического высказывания, его планированию и др. Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые малогрупповым методом чел. Занятия проводятся раза в неделю в зависимости от периода обучения по минут, в утренние часы.

Библиотека

При этом учитываются указания и методические рекомендации по организации обучения детей с ОНР. Обучению детей рассказыванию пересказ, рассказ-описание и др. Цель этой работы — достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний. В задачи подготовительного этапа обучения входит: Реализация указанных задач осуществляется на логопедических занятиях в ходе упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным и сюжетным картинкам, в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений, подготовительной работы к описанию предметов.

Методика обучения составлению предложений по демонстрации действий с последующим объединением отдельных высказываний в короткий рассказ подробно изложена в ряде исследований. Упражнения на составление предложений по картинкам предметным, ситуационным и др.

Удивительно, но факт! Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Результаты констатирующего эксперимента 3.

При обучении детей с ОНР рекомендуется следующая методика. Для упражнений используются картинки двух видов: По ним дети упражняются в последовательном составлении предложений различной семантико-синтаксической структуры. Приведем примеры структур предложений, составляемых по картинкам с изображением действий.


Читайте также:

  • Заявление в суд о признании травмы производственной
  • Программа соотечественники проверить статус
  • 12 лет заключения за взятку
  • Торговые представительства в ярославле
  • Переоформить долю в квартире при ипотеке
  • Брачный договор по наследованию
  • Закупка услуги по таможенному оформлению