Главная | Уголовный юрист | Возбуждение уголовного дела как стадия досудебного производства

НАШ ТЕЛЕФОН - 8(800) 333-45-16 доб.701

Несмотря на серьезную критику стадии возбуждения уголовного дела, законодатель до настоящего времени сохранил данный правовой институт, определенным образом модернизировав его в последние годы. В соответствии с действующим УПК РФ для принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо убедиться в наличии повода и основания для его возбуждения.

В Российской Федерации в настоящее время действует Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденное совместным Приказом нескольких правоохранительных ведомств. Обязанность зарегистрировать сообщение о преступлении устанавливается частью III вышеназванного Административного регламента. Регистрация в КУСП заявлений сообщений о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, в том числе поступивших в электронной форме, осуществляется в дежурных частях территориальных органов круглосуточно, независимо от территории оперативного обслуживания.

Нам представляется более целесообразным закрепить обязанность зарегистрировать сообщение о преступлении и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. На практике в правоохранительных органах каждый случай возбуждения уголовного дела и неподтверждения наличия преступления в дальнейшем, когда в действительности преступление не было совершено, означает промах, серьезную ошибку; что подобный исход нежелателен, поскольку будет расценен как нарушение законности, выразившееся в необоснованном возбуждении уголовного дела.

Удивительно, но факт! Если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, то он вправе в срок не позднее 24 часов с момента поступления материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит моти-вированное постановление. Уголовный закон четко сформулировал сроки, в течение которых лицо, совершившее преступление, может быть привлечено к уголовной ответственности, и условия применения сроков давности ст.

Если такое случается то в каждом подобном случае конкретно разбираются, были ли использованы все предусмотренные законом средства для проверки основания к возбуждению уголовного дела. Необходимо также учитывать и то, что увеличение количества зарегистрированных преступлений может быть вызвано улучшением работы правоохранительных органов. Рассматривая вопрос о проверке сообщений о преступлении, следует остановиться на такой проблеме, как расширение сотрудниками ее рамок, попытка установить данные, не имеющие отношения к вопросу о разрешении сообщения.

Например, следователи и дознаватели пытаются установить лицо, совершившее преступление. Это, как известно, не входит в задачу проверки сообщений о преступлениях.

Стадия возбуждения уголовного дела как необходимый этап досудебного производства

Данные действия оттягивают процедуру возбуждения уголовного дела, тем самым утрачиваются важные доказательства, которые могли способствовать раскрытию преступления. Полученной информации оказывается очевидно недостаточно для принятия законного и обоснованного решения.

возбуждение уголовного дела как стадия досудебного производства том, что

Для принятия решения о возбуждении уголовного дела нередко необходимо производство иных, кроме осмотра места происшествия, следственных действий. Законодатель пошел по пути значительного расширения арсенала средств доследственной проверки.

3.1.1 Возбуждение уголовного дела

Вместе с тем очевидно, что произошедшие изменения не в полной мере согласованы со специальными нормами о проведении данных следственных действий, с особенностями статуса лиц на доследственной проверке. Учитывая изложенное, а также положение, закрепленное в ч.

туннеля возбуждение уголовного дела как стадия досудебного производства указание расположение

Однако, доследственную проверку проводят не только следователи и дознаватели, но и иные должностные лица, которым поручено ее проведение начальником органа дознания. Это могут быть сотрудники уголовного розыска, ОБЭП и ПК, участковые уполномоченные полиции, и поэтому необходимо учитывать разный уровень квалификации, профессиональной подготовки в области уголовного судопроизводства у данных сотрудников, следователей и дознавателей. В полномочия таких субъектов попадают достаточно серьезные следственные действия обыск, выемка и т.

В этой связи возможность проведения до возбуждения уголовного дела любых необходимых следственных действий требует коренным образом изменения всего уголовного процесса ввиду того, что подобное расширение процессуальных полномочий следователя, дознавателя на стадии возбуждения уголовного дела фактически стирает границу между доследственной проверкой и предварительным расследованием.

В соответствии с действующим УПК РФ по итогам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь принимают одно из следующих решений: В законе отсутствует четкая регламентация момента, с которого следует исчислять срок рассмотрения сообщения о преступлении, переданного по подследственности. Данный пробел выступает одной из причин незаконного превышения срока разрешения поступающей информации о преступлениях и требует своего устранения. Отказ от стадии возбуждения уголовного дела Реформа досудебного уголовного производства неизбежно предполагает ликвидацию стадии возбуждения уголовного дела.

Верхи не могут создать оптимальную правовую форму данной стадии, отвечающую запросам времени, низы не хотят по ней работать 1. Стадия возбуждения стремительно утрачивает свое назначение: Надо последовать примеру бывших республик СССР, обновивших свои УПК в последнее пятилетие и ликвидировавших стадию возбуждения уголовного дела как таковую. По мнению законодателей указанных государств, если есть хоть какие-нибудь основания считать преступление подготавливаемым, совершаемым или совершенным, сразу следует осуществлять досудебное производство по установлению его обстоятельств без фиксации отдельного решения о возбуждении уголовного дела.

Отказ в регистрации возможен только тогда, когда из поступившего сообщения или приложенных к нему заявителем материалов можно сделать однозначный вывод об отсутствии преступления по аналогии с основаниями для отказа в возбуждении уголовного дела ; при получении сообщения о преступлении на территории, выходящей за границы обслуживания конкретного правоохранительного органа, регистрация сообщения в Реестре осуществляется по месту получения сообщения, с незамедлительным уведомлением соответствующего компетентного органа к чьей юрисдикции относится данное преступление о зарегистрированном сообщении; при регистрации сообщения в Реестре должностным лицом, которому неподследственно досудебное производство по данному преступлению, оно принимает меры к фиксации следов преступления и не позднее 10 суток направляет материалы прокурору для организации дальнейшего уголовного расследования; не допускается проверка незарегистрированного в Реестре сообщения о преступлении.

Подобная система правоотношений позволит: Отдельно следует отметить необходимость сокращения реквизитов карточек статистической отчетности документов первичного учета до того уровня, который необходим и достаточен для эффективного расследования преступлений.


Читайте также:

  • Сколько стоит днк установление отцовства
  • Число убийств сша россия
  • Реализация 324-фз о бесплатной юридической помощи
  • Как узнать есть ли задолженность по административным штрафам