Главная | Защита прав потребителя | Порядок истребования документов при проведении налоговых проверок

Истребование документов при проведении налоговой проверки (Гусев А.)

Единственное новшество — налоговики теперь не вправе повторно запрашивать у налогоплательщика документы о его контрагентах, если эти документы он уже представлял в рамках камеральной или выездной налоговой проверки, проведенной в отношении самого налогоплательщика. Разберемся в действующем порядке Советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса Налоговые органы вправе запрашивать у налогоплательщика документы в рамках проведения налоговой проверки этого лица камеральной или выездной , а также в ходе иных мероприятий налогового контроля.

Порядок истребования документов в указанных случаях установлен статьями 93 и При этом право налоговых органов запрашивать необходимые документы ограничено: Кроме того, документы информация о деятельности проверяемого налогоплательщика плательщика сборов, налогового агента могут быть истребованы у его контрагентов или иных лиц, располагающих данными документами или информацией ст.

Такими лицами могут выступать органы государственной власти и местного самоуправления например, органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, адвокатские палаты субъектов РФ, органы, ответственные за ведение кадастрового учета , учреждения, организации и должностные лица, указанные в статье 85 НК РФ. Законодательством о налогах и сборах предусмотрены четыре случая, при которых налоговые органы вправе истребовать документы информацию: Документы, которые вправе истребовать налоговые органы, можно разделить на два вида подп.

Они должны быть составлены по утвержденным унифицированным формам и или оформлены в электронном виде по установленным форматам; документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты удержания и перечисления налогов и сборов. Вместе с тем при истребовании документов во всех случаях действует ограничение на их повторное истребование, закрепленное в пункте 5 статьи 93 НК РФ.

Подробнее об этом ограничении рассказано ниже. Особенности истребования документов в ходе камеральных налоговых проверок Если налоговый орган запрашивает документы в рамках проведения камеральной налоговой проверки, он обязан учитывать ограничения, предусмотренные в статье 88 НК РФ.

Порядок истребования документов у проверяемого лица

Так, в рамках камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, за исключением документов, которые: Данная обязанность возникнет у налогоплательщика с момента получения от налогового органа требования о представлении указанных документов. Особенности истребования документов по налогам, связанным с использованием природных ресурсов При проведении камеральных налоговых проверок по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе дополнительно истребовать иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов п.

О каких налогах идет речь? Налоговый кодекс не содержит ответа на данный вопрос. Обратимся к статье 1 Федерального закона от В ней указано, что природные ресурсы — это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Исходя из приведенного понятия природных ресурсов можно сделать вывод, что с использованием природных ресурсов связаны водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог, сбор за пользование объектами животного мира, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, ЕСХН, ЕНВД в части определенных видов предпринимательской деятельности и налоги, уплачиваемые при выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от Требование о представлении документов информации Форма требования о представлении документов информации утверждена приказом ФНС России от Она используется как при истребовании документов в рамках проведения налоговой проверки камеральной или выездной в отношении самого налогоплательщика плательщика сборов, налогового агента , так и при истребовании документов информации о его контрагентах в порядке, предусмотренном статьей В требовании должны быть указаны подробные данные, позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы и определить их количество.

Такими данными, в частности, являются: Если законодательством предусмотрено ведение заполнение конкретного документа в течение определенного периода времени как, например, книги покупок или книги продаж , в качестве иного индивидуализирующего признака документа в требовании может быть указан период, к которому относится данный документ. Если запрашиваются документы или информация, касающиеся взаимоотношений с контрагентом, в требовании должны быть дополнительно указаны: Копия этого поручения об истребовании документов информации должна прилагаться к требованию о представлении документов инфор-мации , направляемому налогоплательщику п.

Способы вручения требования о представлении документов информации Требование о представлении документов может быть вручено руководителю законному или уполномоченному представителю организации или физическому лицу его законному или уполномоченному представителю лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи п. Порядок направления требования о представлении документов информации и порядок представления документов информации по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждены приказом ФНС России от Если требование о представлении документов невозможно вручить налогоплательщику лично или передать в электронном виде, оно направляется ему по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма п.

Напомним, что до 2 сентября года2 при истребовании документов в рамках налоговой проверки самого налогоплательщика плательщика сборов, налогового агента единственным допустимым способом направления данного требования являлось исключительно его вручение. В то же время при запросе документов у контрагентов предусматривалось направление такого требования, то есть его вручение лично или пересылка по почте. Представление истребованных документов Документы, которые были запрошены в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки то есть согласно статье 93 НК РФ , должны быть представлены в налоговый орган в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования п.

Наши сервисы

Лицо, получившее требование о представлении документов информации о контрагенте, обязано исполнить его в течение пяти дней со дня получения п. Если указанное лицо не располагает запрашиваемыми документами информацией , оно должно сообщить об этом в налоговый орган в пятидневный срок со дня получения требования.

Как получить отсрочку представления истребованных документов Нередко объем запрошенных документов бывает настолько большим, что налогоплательщик не успевает представить их в установленный дневный или 5-дневный срок. В подобной ситуации он вправе ходатайствовать об отсрочке.

Для этого в течение дня, следующего за днем получения требования о подаче документов информации , необходимо письменно уведомить должностных лиц налогового органа о невозможности представить документы в установленные сроки. Кроме того, следует указать причины, по которым запрошенные документы не могут быть представлены в оговоренные сроки, и назвать сроки, когда налогоплательщик сможет их представить п.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель заместитель руководителя налогового органа вправе продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков. Принятое решение оформляется соответствующим документом3 и доводится до сведения налогоплательщика. При рассмотрении вопроса о продлении срока представления документов руководитель заместитель руководителя налогового органа принимает во внимание следующие факторы: Если выездная налоговая проверка приостановлена Руководитель заместитель руководителя налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для получения информации от иностранных государственных органов, перевода на русский язык документов, составленных на иностранных языках, истребования документов у контрагентов проверяемого лица, проведения экспертиз и других необходимых мероприятий.

В период, на который приостановлена выездная налоговая проверка, налоговый орган не вправе запрашивать какие-либо документы у проверяемого налогоплательщика п. Более того, налоговый орган обязан вернуть этому налогоплательщику все подлинники документов, истребованные во время проверки за исключением документов, полученных в ходе выемки , и приостановить все свои действия на территории и в помещениях налогоплательщика, связанные с налоговой проверкой. Таким образом, на период приостановления выездной налоговой проверки срок исполнения требования о представлении документов информации , не истекший к началу действия приостановления, также приостанавливается до принятия решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки.

Если истек срок проведения налоговой проверки Допустим, проверяемый налогоплательщик плательщик сборов, налоговый агент получил требование о представлении документов информации незадолго до окончания камеральной или выездной4 налоговой проверки. Если к моменту окончания налоговой проверки срок представления документов, указанный в требовании, еще не истек, после завершения проверки такое требование исполнению не подлежит.

Аналогично налогоплательщик плательщик сборов, налоговый агент , в отношении которого проводится налоговая проверка, вправе не исполнять требование о представлении документов информации в следующих случаях: Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. В каком виде и как представлять документы Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи ТКС.

Это указано в пункте 2 статьи 93 НК РФ. Любым из перечисленных способов представляют документы информацию и те лица, у которых запрашиваются сведения об их контрагентах абз. Представление документов на бумажном носителе. В ответ на требование о представлении документов информации налогоплательщик плательщик сборов, налоговый агент передает налоговому органу не подлинники, а заверенные копии запрашиваемых документов. Копии документов заверяются самим проверяемым лицом лицом, у которого истребованы сведения о взаимоотношениях с контрагентом.

При необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов абз. Отметим, что до 2 сентября года непосредственно в пункте 2 статьи 93 НК РФ было указано, как организациям следовало заверять копии документов, представляемых в налоговый орган.

Удивительно, но факт! При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

Копии документов заверялись подписью руководителя заместителя руководителя или иного уполномоченного лица и печатью организации. Несмотря на исключение данной нормы из НК РФ, в порядке заверения копий документов, представляемых по запросу налогового органа, ничего не изменилось. Причем аналогичная норма о том, как организациям заверять копии документов, сохранилась в форме требования о представлении документов информации.

Удивительно, но факт! Если истребуемые документы информация не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов информации. В случае отказа налогоплательщика налогового агента, плательщика сбора скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.

По-прежнему налоговые органы не могут требовать, чтобы копии представляемых документов были удостоверены нотариально, если такое удостоверение не предусмотрено законодательством РФ абз. Представление документов в электронном виде. Если истребуемые у налогоплательщика плательщика сборов, налогового агента документы составлены в электронном виде по установленным форматам, он может направить их в налоговый орган в электронном виде по ТКС абз. Такая возможность появилась с 2 сентября года. При этом под установленными форматами следует понимать форматы документов в электронном виде, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть ФНС России.

Как только Порядок направления требования о представлении документов информации и Порядок представления документов информации по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденные приказом ФНС России от Причем выбор будет именно у налогоплательщика плательщика сборов, налогового агента. Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика плательщика сборов, налогового агента представления документов исключительно в электронном виде.

Обратите внимание Как заверить копию многостраничного документа? В Налоговом кодексе нет прямого ответа на данный вопрос. Исходя из практики налоговых органов, можно назвать два допустимых варианта заверения копий многостраничных документов: Однако при выборе второго варианта следует учитывать толщину пачки, качество бумаги и прочность материала, используемого для прошивки шпагат, бечевка и т. Ведь сотрудники налогового органа будут работать с копией такого документа, в том числе знакомиться с его содержанием, копировать или сканировать его.

Таким образом, при прошивке копии многостраничного документа необходимо: Этот порядок должен установить Минфин России п. Отказ проверяемого лица налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента от представления документов, запрашиваемых в ходе проведения налоговой проверки, или непредставление указанных документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением п.

более порядок истребования документов при проведении налоговых проверок ведь

За совершение такого правонарушения предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере руб. Поскольку штраф взимается за каждый непредставленный документ, налогоплательщик плательщик сборов, налоговый агент привлекается к ответственности, только если из требования о представлении документов информации можно четко установить точное количество запрашиваемых документов. В противном случае например, если формулировки в требовании не позволяют точно определить, какие именно документы запрашиваются налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи НК РФ5.

порядок истребования документов при проведении налоговых проверок почти

Отказ проверяемого налогоплательщика плательщика сборов, налогового агента от представления по запросу налогового органа дополнительных сведений и объяснений, оформляемых в произвольной форме в виде различных расчетов, списков, перечней, сводных таблиц и др. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить по запросу налогового органа имеющиеся у нее документы, содержащие сведения о другом налогоплательщике, влечет взыскание штрафа в размере 10 руб.

Штраф в размере 10 руб. Эти меры ответственности распространяются на контрагентов — юридических лиц, у которых налоговый орган истребует документы о деятельности другого проверяемого налогоплательщика плательщика сборов, налогового агента в соответствии со статьей Неправомерное несообщение несвоевременное сообщение контрагентом или иным лицом сведений о деятельности проверяемого налогоплательщика плательщика сборов, налогового агента , которые в соответствии с НК РФ он должен сообщить налоговому органу6, влечет ответственность в виде штрафа в размере руб.

За повторное совершение такого же правонарушения в течение календарного года предусмотрен штраф в повышенном размере — 20 руб. В дополнение к ответственности, предусмотренной в НК РФ, должностные лица как правило, руководитель организации-нарушителя привлекаются еще и к административной ответственности. Они могут быть оштрафованы на сумму от до руб. Указанный штраф взыскивается за непредставление в налоговые органы в установленный срок отказ от предоставления, предоставление в неполном объеме или в искаженном виде документов и или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Следовательно, данная мера административной ответственности применяется как в ситуации, когда истребуемые документы не представил проверяемый налогоплательщик плательщик сборов, налоговый агент , так и в ситуации, когда запрошенные документы или информацию не представил контрагент или иное лицо, располагающее такими документами информацией. Ограничения на повторное истребование документов Начиная с года в ходе проведения налоговой проверки и иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе повторно истребовать у проверяемого лица документы, которые он уже представлял в налоговые органы при проведении в отношении него самого камеральных или выездных налоговых проверок п.

Ограничение не распространяется на две ситуации: С 1 января года ограничение на повторное истребование документов распространяется также на документы, которые по запросу налогового органа представляют контрагенты и иные лица, располагающие документами о проверяемом налогоплательщике абз.

Кодексы РФ

Данное ограничение применяется в отношении документов, представляемых в налоговые органы после 1 января года7. Следовательно, в году контрагент или иное лицо, располагающие документами о деятельности проверяемого налогоплательщика, вправе не представлять документы по запросу налогового органа, если эти документы контрагент уже представлял в рамках камеральной или выездной налоговой проверки, проводимой в отношении самого контрагента как налогоплательщика плательщика сборов, налогового агента.

Получается, что ограничение на повторное истребование документов не распространяется на случаи, когда документы представлялись ранее в налоговый орган по требованию, выданному в соответствии со статьей Вместе с тем категория контрагентов и иных лиц, располагающих документами информацией о деятельности проверяемого налогоплательщика плательщика сборов, налогового агента , достаточно искусственна.


Читайте также:

  • Как взять в ипотеку хорошую квартиру
  • Порядок оформления права собственности на квартиру в жск
  • Алименты стандартный вычет на ребенка
  • Целью процедуры наблюдения является
  • Исковое заявление об отмене алиментов на содержание бывшей супруги образец
  • Право обвиняемого на защиту кратко
  • Взятка в городищенском районе волгоградской области